АНДРЕЙ РУБЛЁВ

Даты жизни: около 1360 - 17 октября 1428 (или 29 января 1430)
Место рождения: Московское княжество (по другим сведениям — в Великом Новгороде)
Русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века
Известные картины: «Троица»,  «Икона Божией Матери Владимирская»

  Монах-иконописец Андрей Рублев жил и работал в монастырях Северо-Восточной Руси середины XTV века. Время жизни Андрея Рублева совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига.
  Наиболее известное произведение Рублева — икона «Троица». В совершенной художественной форме мастер выразил в ней одно из самых сложных понятий христианской религии о триединстве Бога. В одном из иконописных подлинников XVII века записано, что Андрей Рублев создал свою икону «Троица» по повелению игумена Троицкого монастыря Никона Радонежского, — под руководством которого он начал свой путь монаха, — «в похвалу Сергию Радонежскому». Она была предназначена для деревянного Троицкого собора монастыря, основанного преподобным Сергием.

  Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) около 1350 года, воспитывался в семье потомственных иконописцев.
  Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году и свидетельствовало о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублевым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своем мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.
  Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Черным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего три года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Ученики тянулись к Рублеву, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
  В современном искусствоведении общепринятой стала мысль, что формирование Рублева как самостоятельного мастера со своим стилем относится к 1390-м годам.
  С середины девяностых годов московские летописи начинают упоминать Феофана, который работал тогда в кремлевских храмах. Первая такая запись относится к 1395 году: «Июня в 4 день, в четверг, как обедню починают, начата бьтсть подписывати новая церковь каменная на Москве Рождество святыя Богородицы, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин философ, да Семен Черный и ученицы их».     
  Среди этих безымянных учеников был, вероятно, Рублев. Через десять лет Рублев станет уже в Феофановой дружине мастером, будет трудиться вместе со своим бывшим учителем в том же Кремле.        
  В конце XIV или в первые годы XV века в Москве сложилась целая школа художественного украшения рукописей. Родоначальником ее признается все тот же Феофан Грек. Возможно, что наиболее определенный вклад Рублев внес в создание миниатюр и заставок Евангелия Хитрово. Ему приписывается изображение ангела — символ евангелиста Матфея. По-видимому, Рублевым же написаны некоторые из буквиц в виде растений, животных и птиц в этой книге.
  В 1380-1390-е годы произошло поворотное событие в его жизни — Рублев стал монахом.
  В  1405 году, как уже говорилось,  он участвует с Феофаном Греком и «старцем  Прохором  с  Городца»  в убранстве  Благовещенского  собора в Москве. В храме сохранились только два яруса иконостаса: деисусный чин и изображения праздников. Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим».
  В 1408 году вместе с Даниилом Черным он работал над фресками и иконами иконостаса Успенского собора во Владимире. В 1425-1427 годах расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря и создал несколько икон для его иконостаса.
  Творчество Рублева было посвящено исканию совершенного человека. Смысл искусства для него состоял в том, чтобы создать образы, которые полны возвышенной духовной красоты. В своем искусстве он стремился передать мечту о свободном человеке. Несмотря на несомненное влияние Феофана Грека, Рублев сохранил свою манеру письма — современники говорили, что фрески Рублева «дымом писаны». Его письму присущи гармоничность, легкость, плавность, гибкость линий, ритмичность.
  Рублев скончался во время морового поветрия в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора.
  Большего нам не узнать. Сгорели в пламени Смуты начала XVII века монастырские синодики — поминальники. Затерялась к началу XIX столетия среди множества иных и могила Рублева на местном кладбище.
  В 1989 году Андрей Рублев канонизирован Русской Православной Церковью.

Степанов, Ю. Великие люди России /Ю. Степанов, В. Артемов.- Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2015.- С.436-439: ил.

1Рублев1

1Рублев2

1Рублев3

1Рублев4

1Рублев5

1Рублев6

1Рублев7

1Рублев8

1Рублев9

1Рублев10

1Рублев11

1Рублев12

1Рублев13

1Рублев14

1Рублев15

1Рублев16

1Рублев17

1Рублев18

1Рублев19

1Рублев20

1Рублев21

1Рублев22

1Рублев23

1Рублев24

1Рублев25

1Рублев26

1Рублев27

1Рублев28

1Рублев29

 Интернет-источники:

Презентация подготовлена Жуковой Н.В.,
библиотекарем Центральной библиотеки им. Н. Крупской