ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ
(11 февраля 1894 – 10 июня 1959)

Даты жизни: 11 февраля 1894 - 10 июня 1959
Место рождения: Санкт-Петербург
Советский писатель, автор многих произведений для детей
Известные произведения: "Как муравьишка домой спешил", "Лесные домишки", "Мышонок Пик", "Лесная газета"

         Бианки В.Для ребят, для взрослых, для всех писал Виталий Валентинович Бианки. По мнению его ученика, друга и писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова, В. В. Бианки имел «лесное ухо». Лесное ухо из хаоса звуков умело выделить самое главное, самое интересное, самое важное и нужное. Оно никогда не дремало, оно было всегда начеку: в поле, в лесу, у костра, в жизни… Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» (1923) до последней – «Гоголенок» (1959) – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный «дивья» – дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок, – настоящая «страна Див». Эту Страну Див писатель дарит не только юным читателям, но и взрослым, папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Недаром в предисловии к одному из своих последних сборников («Птицы мира»), Виталий Валентинович раскрывает эту мысль: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
       Писатель был очень внимателен к детям, учил их видеть, удивляться, размышлять, быть гуманными и добрыми. Он называл детей «маленькими Робинзонами», заново открывающими для себя мир, которые учатся понимать природу, жить, различая в ней полезное и вредное.
        Сказки, рассказы, повести Виталия Валентиновича Бианки – это своеобразный самоучитель любви к природе.
        Певучая фамилия Бианки досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них и увлекающаяся, артистическая натура Виталия Валентиновича.

        Виталий Валентинович родился 30 января (11 февраля) 1894 в Санкт-Петербурге в семье ученого-орнитолога. Его отец — Валентин Львович Бианки (1857—1920) был учёным и работал в энтомологическом отделении Зоологического музея Академии наук. Квартира Бианки находилась прямо напротив музея, и дети – трое сыновей – часто были посетителями залов музея. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Настоящие были дома. В большой академической квартире – вольеры и клетки с птицами, аквариумы с рыбами, террариумы с черепахами, ящерицами, змеями.
      Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – не только водил в Зоологический музей, но и поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.
        Как и все мальчишки, Виталий Валентинович ходил в гимназию, играл в футбол. Отец, Валентин Львович, сердился: «Головой работать надо, а не ногами! Тогда не будешь по математике тройки хватать...» Но сын хватал тройки все равно. Просто его не интересовала математика. Интересовало другое – живое. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда 5-6 лет. Интерес в лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию.
       Разными были его интересы, таким же – образование. Вначале гимназия, потом естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, но началась война. В 1916 г. Виталий был призван в армию и после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика направлен в артиллерийскую бригаду. Недолгий период 1917–1918 гг. оказался наполнен событиями и невольными путешествиями. Повороты войны и перемещения армий бросали от Поволжья до Алтая. Он успел пережить недолгое увлечение эсерством и мобилизацию в Колчаковскую армию. Но вскоре дезертировал оттуда и был вынужден жить под чужой фамилией. Это было на Алтае, в Бийске. По документам он значился Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук. Настоящую свою фамилию скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась в его паспорте до конца жизни.
          Осенью 1922 года Бианки возвращается в Петроград. В те годы при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Он и привел с собой однажды Виталия Бианки.
         Первая сказка В. Бианки - «Путешествие красноголового воробья» - была опубликована в 1923 году в журнале «Воробей». Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, - «сказки-несказки».
           Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту. Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намереваясь дать детям знания о мире. Он создал более тридцати сказок о жизни леса, животных, птиц. На страницах этих сказок оживают увиденные поэтом-натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.
     Бианки В. 2 В «Лесных домишках» рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж - юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь - в жилище Зуйка, Витютня, Иволги - и чуть не попадает на зуб белке. Береговушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве: «В обрыве -д ырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки. В одну из них юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев...»
  Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.
     Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил». Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.
   В положение Робинзона Крузо попадает Мышонок Пик, при этом он наделен вполне человеческими реакциями на все происходящее. Увидав пучеглазого лягушонка, он рассматривает «с удивлением и страхом его голую скользкую кожу». Как найти в незнакомом месте себе подобных? - задумывается герой и вспоминает, что мыши живут стаями. Строит он себе дом - воздушное гнездо, - «как строили все мыши одной с ним породы». Мышонок радуется сделанным на зиму запасам, в ужасе удирает из гнезда совы, и ему «очень горько, что его серые родственники не захотели принять его в свою семью». Сказка «Мышонок Пик», как и все сказки и рассказы Бианки для дошкольников, относится к художественно-познавательным произведениям.
    Повествование в сказке о мышонке членится на главы, заключающие в себе как эпизоды приключения, так и этапы внутреннего развития героя. Причем сближение его переживаний счеловеческими не отрывает героя от подлинной его биологической природы: во всех злоключениях поведение Пика подчинено инстинкту - он-то и помогает ему выжить.
    Приручение Пика детьми в конце рассказа - важный нравственный момент. Мышонок слушает игру мальчика на дудочке, музыка кажется ему красивой, и он совсем забывает про опасность. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных. Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, человек у него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.
    Заботой Бианки было и воспитание самих воспитателей. «Задумал я сбить для детских садовниц (так он называл воспитательниц детских садов) целую большую книгу (или маленькую энциклопедию) - о простых чудесах... Такое написать, чтобы в самом простом изнутри светила тайна, сияло чудо, как оно и есть в природе. Так написать, чтобы можно было вслух читать самым маленьким «цветам», а «садовницы» глаза бы разинули на то, мимо чего они проходят, не замечая». В 1946 году эта книга вышла, называется она «Четыре времени года». Кроме сказок и рассказов самого Бианки в нее включены произведения Льва Толстого, Пришвина, Паустовского и других авторов.
    Еще в начале 30-х годов у Виталия Бианки возникла мысль написать «лирическое пособие» для начинающих детских да и «взрослых» писателей - «Рассказ о рассказах». Полностью закончить его Бианки так и не успел, хотя работал над ним долгие годы. Среди многих практических советов в этом «пособии» есть совет помнить слова Вольтера: «Единственный порочный жанр - это скучный». «А чтобы ваш рассказ не был скучным, - обращается писатель к начинающим, - держите вожжи внимания читателя в руках, то натягивайте их, то опускайте, но ни на минуту не выпускайте из рук. Для этого в вашем распоряжении все человеческие чувства. Напугайте читателя: пусть поволнуется за жизнь ваших героев. Дайте читателю поразмыслить... как им выбраться из трудного положения. Заставьте читателя посмеяться, погрустить, дайте чуточку отдохнуть - и опять, окуная его то в горячую, то в холодную воду, играя на всех струнах человеческого сердца, уверенно ведите его своей дорогой».
  Блестящим воплощением этого совета явились как сказки и короткие рассказы Бианки для малышей, так и его произведения более крупной формы, предназначенные для детей постарше, например, повести «На великом морском пути», «Мурзук», «Одинец».
    «Мурзук » - повесть о диком, еще плохо изученном животном - рыси. Повесть была так хорошо встречена читателями и критикой, что Бианки окончательно утвердился в правильности избранного им метода: «Теперь я крепче обопрусь на своих трех китов, на которых строил «Мурзука»: 1) эмоции, 2) фабульность, 3) простота языка».
      Прирученная стариком Андреичем рысь попадает по воле злых людей в зверинец. Описание страданий зверей в клетках и их бунта способно тронуть даже не слишком чувствительное сердце. Мурзук, привыкший доверять человеку, вдруг оказался во власти людей жестоких и равнодушных. И он снова становится диким, а вырвавшись из неволи, наводит страх на всю округу. Преследование Мурзука охотниками, его приключения в лесу вносят в развитие действия острую напряженность. Короткими, четкими фразами переданы мысли Андреича и поведение рыси. «Жалость с новой силой охватила старика... Тот не человек, кто об звере не сочувствует!»; «Мурзук не сразу вернулся домой. Он опять скрылся в лес и занялся там охотой... Однако есть добычу Мурзук не стал. Он придушил птицу и с нею в зубах вернулся к хозяину».
       Как и в большинстве природоведческих произведений Бианки, герой этой повести - зверь. И симпатии автора оказываются на его стороне, а не на стороне людей. Ведь Андреич сам стал причиной сиротства Мурзука, убив его мать и маленьких братьев. В повести явно слышны отзвуки рассказов Э. Сетона-Томпсона, в которых всегда противопоставляются свободный мир животных излая, разрушительная воля человека. Известно, что произведениями этого писателя Бианки в детстве очень увлекался.
       Самой знаменитой стала книга Бианки «Лесная газета».
   «Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926-1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет.
     Первоначально знакомство читателя с основными биологическими закономерностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты - периодичность выпуска ее номеров. Первый номер - «Месяц пробуждений», четвертый - «Месяц гнезд», восьмой - «Месяц полных кладовых» и т. п.
       В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи - корреспонденции - письма читателей. Броские заголовки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления - «быть самоучителем любви к родной природе».
      «В жизни животных и растений событий не меньше, чем у нас – людей. Каждый день в лесу масса происшествий. Кто-то строит дом, у кого-то свадьба. Обо всех этих новостях расскажет «Лесная газета», из которой можно узнать: «Что делали рыбы зимой?», «Какая птица кричит драной кошкой?»; «Дышит ли цыпленок в яйце?» И еще массу интересных вещей.
     Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попадало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры», или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость.
       Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались на страницах журналов и газет. Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золотой фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.
     Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Это были Н. Сладков, С. Сахарнов, Э. Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».
     За 35 лет творческой работы В.В. Бианки написал более 300 рассказов, повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вёл дневники и заметки натуралиста, отвечал на множество читательских писем. Общий тираж произведений Виталия Бианки превышает 40 миллионов экземпляров, они переведены на многие языки мира. Незадолго до своей смерти В.В. Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребёнка". Его жизнь трудно назвать лёгкой и безоблачной – война, ссылки, аресты, больное сердце; однако одни проблемы сменялись другими, а он так и остался "чудаком", для которого взгляд на распустившийся цветок или птицу, порхающую с ветки на ветку, компенсировал все неудачи, вместе взятые. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершённой.
    Умер В.В. Бианки в Ленинграде 10 июня 1959 года в возрасте 65 лет. Он был похоронен на Богословском кладбище, где ему поставили маленький, но очень добрый памятник, на котором написано: “Виталию Валентиновичу Бианки, человеку и писателю”. Книги В.В. Бианки остались в памяти нескольких поколений детей. Патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому, разносторонние знания – вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых. Орнитолог по призванию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный человек, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив своё творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.

БИАНКИ В.В. В ИНТЕРНЕТ

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bibliogid.ru/pisateli/o-pisatelyakh/535-bianki-vitalij-valentinovich

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BIANKI_VITALI_VALENTINOVICH.html

Бианки Виталий Валентинович (региональный сайт детских библиотек) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.deti.spb.ru/writers_rus/?a_id=38

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://funeral-spb.ru/necropols/bogoslovskoe/bianki/

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bianki.lit-info.ru/

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bianki_vv.php

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.people.su/14078

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://skazochnikonline.ru/index/bianki_vitalij_valentinovich/0-1820

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.noisette-software.com/bianki-vitalij-valentinovich-1894-1959/

Бианки В.В. Рассказы и сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://modernlib.ru/books/bianki_vitaliy_valentinovich/rasskazi_i_skazki/read/

Бианки В.В. Рассказы и сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://g-lu-natali2011.narod.ru/index/0-25

Бианки В.В. Рассказы и сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.ru/TALES/BIANKI/

Бианки В.В. Сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/bianki/bianki.htm

Рассказы Виталия Бианки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vseskazki.su/vitaly-bianki-rasskazi.html

Рассказы о животных Валентина Бианки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=48

Страна Див Виталия Бианки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cls-kuntsevo.ru/electronic_resources/ukazateli/biankiukazatel.htm

 

ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ
(1894 - 1959)

      Как и у многих других, интерес всей жизни обозначился у Виталия Валентиновича Бианки уже в детстве. Его отец был известным ученым орнитологом, а у мамы были такие, как говорится, "зеленые руки", от которых растения цвели пышным цветом. Любовь к природе он перенял так же естественно, как и страсть к путешествиям, а они давали ему массу новых впечатлений.
      Он изучал биологию на факультете естественных наук Петербургского университета, учился и в Институте истории искусств. Писать для детей Бианки начал в 28 лет - тогда он познакомился и подружился с объединявшимися вокруг Маршака ленинградскими детскими писателями, которые создавали новую познавательную книгу для детей.
     Бианки сочинял истории, которые сам называл "сказки-несказки": по форме это был вымысел, но факты были самые что ни на есть научно достоверные. Первая его сказка, "Путешествие красноголового воробья", появилась в журнале (вот удивительное совпадение!) "Воробей". А уже через год вышло несколько книг, которые с тех пор прочитали миллионы детей: "Кто чем поет?", "Кукушонок", "Лесные домики" (все следующие издания выходили под названием "Лесные домишки"), "На великом морском пути", "Первая охота", "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги?". Бианки часто ставил вопросы, которые обычно задают дети. Найти ответы на них помогают герои сказок - звери и птицы, обитатели земного, подземного, водяного и воздушного царств. Их приключения интересны сами по себе. Вспомните, сколько пришлось пережить маленькому муравью из сказки "Как муравьишка домой спешил", или заблудившейся ласточке Береговушке ("Лесные домишки"). Путешествуя вместе с ними, мы узнаем много нового: об их обычаях, повадках, особенностях. Бианки, биолог, путешественник, охотник, краевед, хорошо знал, как богата и прекрасна природа в своем разнообразии. "Только окончательно тупые люди думают, что мир так прост и скучен, как они его себе представляют. Людям юным и поэтам достаточно толчка извне, чтобы снова почувствовать его таинственную прелесть", - считал писатель. Бианки давал такой толчок своим читателям, заставляя их радоваться и переживать за симпатичных, но таких беззащитных зверюшек.
      Мы сочувствуем мышонку из сказки "Мышонок Пик", который оказался совсем один, но выжил, благодаря своей сообразительности. Да-да! Он ведет себя совсем как человек: думает, анализирует, призывает на помощь свой небольшой, но важный жизненный опыт. При этом все его действия - это действия мышонка. Его спасают природные инстинкты. Вся история исключительно достоверна - даже то, что в конце сказки его приручают дети.
     Бианки показывал величие и беззащитность природы, всегда подчеркивая, что человек - всего лишь ее часть. Он хотел, чтобы дети на всю жизнь сохранили интерес к ней и ответственность перед ней. Как, например, мальчик из рассказа "Лупленый Бочок": зайчонка-листопадничка деревенский охотник нашел под кустом смородины и подбросил своей собаке вместо щенят, которых раздал знакомым. Собака со смешным именем Клеопарда такого скандалиста воспитала - никому спуску не давал! "Глупенький, мы же люди, - объясняет ему сынишка охотника, - мы тебя не обидим".
    Знаменитая "Лесная газета"(1928), переведенная на многие языки мира, родилась из постоянного раздела журнала "Воробей", где из номера в номер Бианки вел фенологический календарь. Делал он это изобретательно и с юмором. Дети оценили его выдумки: веселые стихи, остроумные заголовки, шутливые объявления и обращения к читателям... Постепенно читатели и сами вовлеклись в эту работу. Газетная форма им понравилась. Там всё было по-настоящему: статьи, заметки, корреспонденции, читательские письма. Так дети поучаствовали в создании необыкновенного учебника природоведения, который увлекал фактами и вдохновлял любовью к природе.
    За тридцать пять лет литературной работы Бианки издал более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей, научно-художественных очерков. И все они о мире живой природы, который надо беречь и защищать.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.12-13., ил.