МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Место расположения: г. Азов, ул. Московская/Петровский бульвар, д. 38/40.
Объект культурного наследия памятники истории и культуры федерального назначения.
Год строительства: 1892
Архитектор - инженер Ф.Н. Гаузенбаум

  Двухэтажное серое здание с башней и двумя шпилями на углу улицы Московской и Петровского бульвара хорошо известно азовчанам и гостям города. В нем располагается Азовский историко-археологический и палеонтологический музей. Это одно из старейших зданий города было построено в 1892 году по проекту архитектора Ф.Н. Гаузенбаума в стиле «эклектика» и предназначалось для городской управы. История здания – часть истории нашего города.

  После 1810 года Азов постепенно утрачивает значение военной крепости. В это время, возвращаясь домой через границу с Турцией, английский путешественник Эдвард Кларк посетил Азов. Он отметил здесь запустение и печальный вид остатков крепостных сооружений. Город, известный историческими победами Петра I, ещё не вызывал интереса как памятник древности. Да и местных жителей история их поселения не интересовала.
  Во второй четверти XIX века Приазовье стало активно заселяться. В это время у азовцев изменилось отношение к исторической памяти. В ходе строительных работ обнаруживались находки древностей, о чём сообщалось даже в делах Азовской посадской ратуши за 1824, 1830, 1832 и 1835 годы. Некоторые находки породили массу слухов и легенд «о золотом коне» и о кладах.музей1

  В 1892 году по проекту городского архитектора Фёдора Николаевича Гаузенбаума было построено в стиле эклектики новое здание на пересечении главных магистралей города – улицы Московской и Петровского бульвара. Красивое двухэтажное здание с высокой башней строилось на деньги купца Григория Николаевича Белявского, который владел кирпичным заводом в Азове. В здании на втором этаже размещалась городская дума и управа, залы первого занимали магазины купцов. Справа, по Петровскому бульвару, соседом думы стал городской общественный банк. В 1905 году слева от здания думы азовский купец И. Шалашный построил жилой дом. Позже между управой и домом Шалашного была сделана пристройка, которая превратила эти постройки в единый комплекс. В довоенное и послевоенное время второй этаж здания занимали районные власти - Райком, Райисполком. На первом всё также оставались магазины. Во время немецкой оккупации города здесь находились оккупационные власти. В 1976 году это помещение занял Азовский краеведческий музей и находится здесь по сей день. Но вернёмся к нашей истории о создании музея в городе Азове.

  В июле 1896 года азовцы широко праздновали 200-летний юбилей взятия крепости русскими войсками под командованием Петра Первого. В это время Азов был посадом, в котором проживало более 25 тысяч человек. Азов имел 459 торговых и промышленных заведений, две прогимназии, ремесленную школу, женское духовное и земско-приходское мужское училища. Культурная жизнь протекала в клубе купеческом и клубе для приказчиков, а также в синематографе; можно было посетить библиотеку с читальней или погулять в городском саду.
  В начале XX века Азов приобрёл черты малого города юга России и даже имел некоторую экономическую стабильность благодаря торговле хлебом.
  В 1916 году из Санкт-Петербурга после окончания физико-математического факультета возвращается Михаил Аронович Макаровский. Он стал во главе общества «Народное просвещение», которое своей задачей ставило пробуждение самостоятельности и активности населения. Михаил Аронович обратился к азовцам с просьбой помочь достроить Народный дом, где со временем разместятся чайная и столовая, театр и кинематограф, вечерняя школа для взрослых, библиотека, читальня и музей, «где с пользой и удовольствием можно будет провести несколько часов...».
  В июле 1916 года в Азовскую общественную библиотеку пришло письмо от заведующего Ростовским музеем М.Б. Краснянского. Он предложил в дар коллекцию минералов и древностей и озвучил идею о создании в городе музея истории. Но тогда на это предложение власти не отреагировали. К этой идее чуть позже вернулся Михаил Макаровский, который через местную газету «К делу» призвал жителей города принять участие в создании музея учебных пособий и жертвовать для него всё, «что там может быть полезно: старинные монеты... картины, гравюры, открытки, модели, чучела и скелеты, фотографические снимки...» и многое другое. На календаре значилась дата: 17 мая 1917 года.  С этого времени начался сбор материалов для музея. Макаровский был уверен, что «музей пробудит в азовцах сознательную любовь к своему городу...», воспитает в них гражданское чувство, заставит интересоваться собственной историей, жизнью своих предков.
  Но потом исторические события отодвинули на второй план многие инициативы, в том числе и создание музея. А в июле 1918 в город Азов вошли каратели К. Икаева, были повешены несколько азовчан, среди них был и Михаил Макаровский. Итак, вместе с инициатором был похоронен и вопрос о музее в Азове. Тем более что и строительство Народного дома тоже приостановилось.
  Но 8 декабря 1918 года городская управа неожиданно вновь вернулась к этому вопросу и приняла предложение городского головы об организации музея при управе: «Музей может служить отличным наглядным пособием для настоящих и будущих городских деятелей...». Была принята смета 4 октября 1919 года, в которой утверждено и финансирование музея: 70 000 рублей. Часть предметов-экспонатов музея была из числа собранных ещё при Михаиле Макаровском.
  Однако 1 марта 1920 года Азов заняли части Красной Армии. Деятельность музеев и охрана исторических памятников в Советской России были отнесены к компетенции Наркомпроса с декабря 1918 года. На Дону из-за Гражданской войны этот процесс начался с 1920 года. Декреты Всесоюзного центрального исполнительного комитета  и Совета народных комиссаров от 8 марта 1923 года и от 7 января 1924 года запрещали разрушать исторические и археологические памятники, а обнаруживаемые исторические ценности надлежало сдавать в ближайшие государственные музеи. Эти же документы давали возможность изучать памятники, в том числе Азовскую крепость. В 1923 года в Азове начала работать Северо-Кавказская экспедиция Государственной академии истории материальной культуры. Но в связи с тем, что своего музея в Азове не было, находки экспедиции передавались в музеи Ростова-на-Дону и Новочеркасска.
  С 1926 года в Азове каждое лето будет работать археологическая экспедиция под руководством Михаила Александровича Миллера – профессора истории древнего мира и археологии Ростовского педагогического института и университета. В составе экспедиции работал и ростовский археолог, историк Сергей Андреевич Вязигин. Вязигин был директором Донского областного музея искусств и древностей, а также членом отдела по делам музеев. Он проявил большой интерес к памятникам Азова. К тому же он познакомился с известным азовским краеведом-любителем Измаилом Дмитриевичем Тиуновым.
  Измаил Дмитриевич Тиунов родился в Одессе в 1880 году, окончил Московский университет и стал специалистом в области языкознания, знал шесть языков, преподавал русский язык и литературу в Риге и Либаве. В 1916 году он как директор и преподаватель Либавского реального училища эвакуировался вместе с учебным заведением в Азов. Заинтересовавшись историей города, помимо работы над переводом «Слова о полку Игореве...», на всю жизнь увлёкся краеведением. И сегодня в фондах музея-заповедника хранится часть архива Тиунова. Тиунов вёл обширную переписку с донскими историками, среди них такие известные имена как: Михаил Миллер, Борис Лунин, Борис Кокенай и другие. Ну и конечно, лично общался с Сергеем Вязигиным, который в 20-е – 30-е годы XX века очень часто бывал в Азове, обследовал памятники города, был участником археологических экспедиций. В областной газете «Молот» от 4 июня 1927 года была напечатана заметка об осмотре в Азове Вязигиным «городища Приазовского и крепостных валов» где сообщалось также о принятом Азовским горсоветом решении: «организовать базу охраны (древностей) при районо и приступить к устройству музея». Был ли создан музей неизвестно, если и был, то просуществовал он недолго. А в начале 1930-х годов донские историки-краеведы и археологи Краснянский, Лунин, Вязигин и другие подверглись преследованиям по печально знаменитой 58-й статье УК, которая включала в себя измену Родине, побег за границу, вооруженное восстание, контакты с иностранными государствами, шпионаж, причинение ущерба советской промышленности и народному хозяйству, саботаж... поэтому музейно-краеведческое движение в это время свелось на нет…
  Массовое создание краеведческих организаций началось с середины 1930-х годов. В Азове решением Президиума горсовета от 27 января 1935 года был утверждён штат «районно-краеведческого музея». Организатором его стал заведующий Азовской гидрометеостанцией И.Д. Тиунов; директором утвердили И.Г. Мязина, возглавлявшего Азовское районо и политпросвет отдел. По распоряжению Азово-Черноморского бюро краеведения музеи в Ростове и Новочеркасске обязаны были выделить новому музею в Азове часть экспонатов. В сентябре того же года из Новочеркасского музея сообщили: «Экспонаты можно забрать по вашему усмотрению. Приблизительный вес их будет 8-10 пудов».
  Оставалось самое сложное – найти помещение для музея. Наконец в июле 1936 года под музей приспособили небольшое помещение бывшей аптеки на улице Ленинградской, д. 39.
  Газета «Колхозное Приазовье» от 16 ноября 1937 года сообщила, что торжественное открытие музея состоялось 6 ноября, в канун 20-летия Октября. Автор заметки сообщал, что за 6-8 ноября музей посетили более 1500 человек. Но какую площадь занимал музей, какие были экспозиции в заметке не сообщалось. А уже 16 декабря эта же газета опубликовала заметку под названием «О музее забыли», в которой было сказано: «Музей влачит жалкое существование... За переданное чулфабрике бывшее здание музея горсовет взял 15 000 рублей; на эти средства он должен был оборудовать другое». Только из этой заметки ясно, что у музея прежде всё-таки было помещение, и позже оно будет упоминаться не иначе как «Дом музея». Здание это занимало угол квартала на пересечении проспекта К. Маркса (Петровский бульвар) и улицы Ленинградской, т. е. в самом центре Азова. Но в силу разных причин его отдали швейной артели. В заметке упоминалось также о плохом состоянии порохового погреба на территории бывшей Азовской крепости, который горисполком из года в год отдавал в аренду рыбокомбинату под льдохранилище. Автор публикации - скорее всего Измаил Тиунов. Он - уже в роли директора - по-прежнему хлопочет о музее, организует раскопки вместе с Вязигиным. Оба даже готовили к печати книгу об Азове. Но события первой половины 1940-х всё изменили: музей в период оккупации был разрушен, экспонаты почти все погибли, некоторые расхищены. И после окончания войны Тиунову всё пришлось начинать заново.
  Между тем в город, особенно в летнее время, вновь стали приезжать туристы, любители старины. Состояние крепостных валов и погребов оставалось неудовлетворительным, а музея не было вовсе. По воспоминаниям азовчан, первую выставку экспонатов музей открыл в верхнем, сводчатом зале порохового погреба; но её вскоре закрыли из-за плохих условий экспонирования: Азовский горисполком нижний этаж погреба (подвал) по-прежнему сдавал в аренду сначала рыбокомбинату, затем пивзаводу под льдохранилище.
  Вопрос об открытии музея затянется до 1959 года. К этому времени Азов стал промышленно развивающимся городом, население его увеличилось по сравнению с предвоенным почти в полтора раза и составило 39,9 тыс. человек.
  В феврале 1959 года музей решено было открыть к 1 мая в пороховом погребе. Выставку из фондов музея открыли в июле 1959 года. Отныне музей занимал весь пороховой погреб (было разобрано внутреннее перекрытие). 10 августа Азгорисполком наконец принял решение о передаче музею более просторного помещения на главной площади города - имени III Интернационала, 11; для этого решено было перестроить трёхкомнатную квартиру и магазин. Их соединили дверным проёмом.
  30 мая 1960 года в четырёх залах открылась экспозиция по природе и истории края. Многие азовчане приняли участие в создании музея. При нём вплоть до середины 1980-х годов будет действовать общественный совет.
  В последующие годы коллектив музея (8 человек) под руководством директора Е.П. Чумаковой вёл активный поиск материалов об Азове и крае; помощь в формировании его первых коллекций оказывали некоторые центральные музеи (Государственный исторический музей, Эрмитаж, музей Московского Кремля и др.).музей2
  В 1967 году открывается пороховой погреб. До настоящего времени в нём находится экспозиция по истории крепости и диорама «Поход Петра Первого на Азов в 1696 году». Автором диорамы стал донской художник Арсений Чернышёв. Единственное на юге России фортификационное сооружение окончательно превратилось в музейный объект, стало филиалом Азовского историко-краеведческого музея.
  13 июля 1966 музей переехал в новое помещение в доме, находящемся на улице Московская, дом 38, это помещение было передано музею в долгосрочную аренду.
   До переезда музея в одно из самых примечательных зданий в центре города оставалось десять лет. Азовский краеведческий музей переехал в это историческое и самое известное здание города в 1976 году. В здание, которое с 1972 по 1976 годы прошло ремонт и реконструкцию помещений. По окончании всех работ здание, почти не изменённое снаружи, многое утратит из внутреннего устройства и декора.
  Сегодня здание музея стало визитной карточкой города. Общая площадь музея-заповедника (вместе с филиалами, крепостными валами и крепостными воротами) сегодня составляет свыше 75 000 кв. метров.

  А сейчас поговорим о самых известных экспонатах музея-заповедника.

  Первая азовская диковинка - скелет трогонтериевого мамонта – исполин, обитавший на нашей планете более 600 тысяч лет назад. Найден он был 11 декабря 1964 года в Кагальницком песчаном карьере под Азовом машинистом экскаватора Владимиром Григорьевичем Кудиным. Владимир Григорьевич увидел остатки бивней, о своей находке он сообщил в музей. Наутро в карьер прибыли директор музея Евдокия Петровна Чумакова, старший научный сотрудник отдела археологии Людмила Михайловна Казакова и старший научный сотрудник отдела природы Ростовского краеведческого музея Вера Северьяновна Байгушева. Осмотрев место, они обнаружили ещё несколько костей. Вера Северьяновна (в то время начинающий специалист по палеонтологии) определила, что кости принадлежат одному скелету.    И директор приняла решение приступить к раскопкам, не дожидаясь весны: в карьере постоянно происходили обвалы, в любой момент скелет мог упасть и исчезнуть в грунте. Руководила работами Байгушева. Раскопки были начаты 14 декабря. Погода портилась с каждым днем: сначала шёл дождь, потом температура упала до минус двадцати градусов. Глину приходилось распиливать. Участники экспедиции грелись у буржуйки в вагончике. За две недели извлекли неполный скелет, а потом раскопки пришлось отложить до весны. Зимой кости скелета находились в пороховом погребе.
  В то время музей не имел своей палеонтологической лаборатории. Поэтому обратились за помощью к известному палеонтологу-реставратору Вадиму Евгеньевичу Гарутту в в Зоологический Институт Академии Наук СССР. Вадим Евгеньевич предложил переправить кости в Ленинград, где размещался Зоологический институт. Перед отправкой кости загипсовали в ящиках. И весной 1965 года  отправили на грузовом автомобиле, а череп мамонта из-за большого размера отправили контейнером железной дорогой.
  Реставрация длилась долго. Многие кости растрескались на тысячи мелких фрагментов, отдельные кусочки приходилось подбирать и соединять в целую кость. Реставрацией занимался Гарутт, потом были подключены скульпторы Иван Николаевич Хитров и Колокольчиков. Самой большой сложностью оставалась сохранность длинных костей. Скульпторы изготавливали кости заново, а затем монтировали натуральные части на поверхности костей. Одновременно реконструировали стопы и таз скелета. Некоторые кости реставрации и консервации не поддавались — их заменили искусственными, — о таковом решении сообщал Гарутт в письме к Чумаковой. В одном из писем он сообщал: «Будем надеяться, что и наш слон получится, хотя у меня ещё не было столь ветхого и так сильно разрушенного скелета. Для меня дело чести — спасти эту находку и «поставить» скелет на четыре ноги в Вашем музее. Я верю, что это произойдёт!»1Музей4
  В общей сложности на реставрацию ушло десять лет. За это время музей переехал в новое помещение – двухэтажное здание городской Управы, и один из залов на первом этаже выделили для «азовского слона». Находка вызвала сенсацию не только в научных кругах. О ней писали центральные и местные издания. В Москве в 1970 году сведения о трогонтериевом слоне хотели включить в путеводитель для автотуристов.
  Весной 1973 года началась перевозка мамонта в Азов.  До 1980 года все отреставрированные кости скелета перевезли в музей. В сентябре   1982-го его новый директор Анатолий Александрович Горбенко отправил письмо в Зоологический Институт Вадиму Евгеньевичу Гарутту с просьбой взять на себя руководство по монтировке скелета. Через несколько дней музейщики встретились с реставраторами, заведующим отделом остеологии Зоологического Института Гаруттом и скульптором И. Н. Хитровым. Когда приступили к работе, обнаружили, что череп сильно деформирован, повреждены позвонки. Выяснилось, что при выгрузке контейнера ценный груз вопреки инструкции сбросили землю. Так был сведён на нет многолетний труд...   Для выполнения реставрационных работ потребовалось большое количество дефицитных материалов. Вторичной реставрацией и тонировкой костей скелета занимались также сотрудники Азовского музеи — заведующая отделом природы В.В. Бондаренко, старший научный сотрудник отдела природы М.Ю. Тишков, к делу привлекли художников К.С. Бедевко, В.Т. Максимченко, И.И. Новикова. Реставрировали череп Гарутт и Хитров.
    Совместными усилиями рабочих, специалистов и музейных сотрудников был осуществлён монтаж скелета трогонтериевого слона, который сразу же стал центральным экспонатом выставки «История уникальной находки», а впоследствии и экспозиции «Приазовье в геологическом прошлом».
  До 1964 года было известно четыре скелета трогонтериевого слона — в музее Лиона (Франция, 1869), в геологопалеонтологическом музее Университета Мюнстера (Германия, 1923), в музее Заугерхаузена (Германия, 1930) и в палеонтологическом музее Одессы (Украина, 1940). Все скелеты являются неполными. Только Азовский музей-заповедник — обладатель двух скелетов (самца и самки) трогонтериевого мамонта.

  25 августа 2012 года в азовском музее-заповеднике презентовали единственный в мире собранный скелет кавказского эласмотерия, который, как считают, стал прообразом мифического единорога. Кавказская эласмотерия - травоядное животное, жившее полтора миллиона лет назад. Его размеры впечатляют – длина 4,5 метра, высота в холке – 2 метра, вес – около четырех тонн. В среднем они жили до 60-70 лет. Считается, что они обитали в том числе на территории нынешнего Приазовья.1ЕдинорогМузей1
  У травоядных животных, живших свыше миллиона лет назад, действительно на лбу рос один рог.
  Скелет смонтирован из костных останков трех взрослых особей. Уникальность этого единорога в том, что удалось найти полностью сохранившийся череп эласмотерия. Больше такого в мире нет! Размеры единорога впечатляют – два метра в высоту и четыре в длину. В течение года, используя специальный металлический каркас, его собирали из 192 косточек, часть которых была реконструирована.
   Останки единорога были обнаружены семь лет назад на Таманском полуострове. Интересно, что рядом с костями палеонтологи нашли орудие труда прямоходящего человека, не исключено – уже тогда люди охотились на больших единорогов.

  В фонде Центральной библиотеки им. Н. Крупской вы найдете увлекательную книгу: Единороги: полная энциклопедия. – Москва: Эксмо, 2019.- 48 с.: ил.

   1ЕдинорогОбложка1Это полное собрание сведений о таинственных единорогах - из разных источников со всего мира. В этой книге собраны интереснейшие факты о единорогах: рассказы об их истинном происхождении, невероятные истории об этих волшебных существах, карты мест их обитания.
  В книге собрана самая полная информация о волшебном мире всех единорогов Востока и Запада - в фактах, картах, преданиях, мифах и суевериях; всё о единорогах из древних и средневековых легенд, мифов, книг и фильмов: правда и вымыслы, свидетельства истории, мнения учёных, страницы летописей:

- Кто ездил верхом на единороге?
- Что случится, если попробовать молоко единорога?
- Какого цвета рог единорога?
- Кого называли "господином пустыни"?
- Почему единорогов не было в Ноевом ковчеге?
- Рог единорога: символ счастья или проклятье?
- Где можно встретить единорога?

1Единорог1 

1Единорог2 

1Единорог3 

1Единорог4

  Нельзя не рассказать о еще одной музейной коллекции  - каменных изваяний «бабы».
 Каменные изваяния – свидетели пребывания в донских степях половцев. Борьба с ними открыла первую страницу русской литературы великим «Словом о полку Игореве». Азов же обязан им основанием и именем.
  «Бабы» были непременной частью распространенного среди кочевых племен культа предков. Само слово «баба» - это переиначенное на русский лад тюркоязычное слова «вава», что означало предок.
  Ставились статуи в поминальных святилищах на курганах и возвышенных местах. Если «баба» изображала человека прославленного, выдающегося, обожествленного после смерти, воспринимаемого современниками защитником и покровителем, она так и оставалась на вершине. Ей поклонялись, приносились жертвы. «Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, что оставить овцу перед идолом надо», - писал древний поэт. Если же каменная фигура делалась с заурядного половца, ее по прошествии какого-то времени сносили в восточный сектор кургана и прикапывали.
  Музейная коллекция «баб» стала складываться ровно пятьдесят лет назад.1Музей3
  С момента основания музея во дворе Порохового погреба вырос целый сад этих удивительных статуй. Время не пощадило их: ветер, дождь и солнце стерли индивидуальные признаки, однако при внимательном рассмотрении еще можно различить шлемы воинов, косицы на спине мужских фигур, сапожки, чулочки, а с одной общей их особенностью не в силах были справиться ни годы, ни погода. Как и тысячу лет назад, они сжимают в растопыренных пальцах сосуды – ключик, объясняющий предназначение идолов. Вспомните, как мы поминаем предков – ставим им еду, питье, мысленно или вслух беседуем с ними, веря, что будем услышаны. И в этом отношении мало чем отличаемся от кочевников. Они тоже клали пищу для погребенного родственника – на сосудики в руках изваяний. Сами же статуи предназначались для замены умершего на его поминках и служили временным вместилищем одной из его душ, которая принимала участие в поминальном пиршестве.
  Особенно нужно отметить две женские фигуры. Одна, выполненная из ракушечника, была раскрашена белой и красной краской. Скульптор одел ее в шапочку необычной формы, штаны, сапожки, прикрепленные ремешками к поясу. Грудь «дамы» украшена двумя гривнами и ожерельем. Вторая статуя – из песчаника, она лучше сохранилась и более интересна в качестве предмета для исследования кочевой культуры. У нее прекрасно сохранились черты лица, которые наверняка имеют портретное сходство с оригиналом. На голове высится высокая конусообразная шапка, из-под которой выходят «рога» - украшения из войлочной трубочки, перевитой проволокой. Волосы спрятаны под «лопасть» - тканевую накидку. И, самое главное, - у нее на груди четыре гривны. По-видимому, на Юге России это первая статуя со столь большим количеством шейных обручей. Скорее всего, они указывают на принадлежность умершей к верхушке половецкой аристократии. Поэтому за «бабой» закрепилось другое, более подходящее к ее статусу название: «царевна».

  И еще одна коллекции музея – музейные книжные кладовые, которые включают в себя 30 000 единиц хранения фонда редкой книги (в том числе - газеты и журналы) и 25 000 книг научной библиотеки!
  Ценность представляют не только заложенные в книгах сведения, но и сами книги. «Их нигде невозможно достать, купить, - поясняют сотрудники музея, - только посмотреть на месте, увидеть в витрине. Они - экспозиционный материал, без них не обходится ни одна выставка, их используют при чтении лекций». На кончике пальца умещается крохотная, размером 2,5 на 1,8 см, книга «Дом Романовых» 1913 года издания, но она выполнена по всем канонам - в кожаной обложке, с медной застежкой. На страницах выпущенных на рубеже XIX-XX веков научных работ, поступивших в музей из библиотеки МГУ, можно обнаружить автографы авторов - известных ученых Сперанского, Хвостова, и клеймо Императорского московского университета. Хранятся в фонде личные библиотеки писателей Мирошниченко, Скрипова, просветителя Макаровского, литература об уроженце Азова, полярном исследователе Р.Л. Самойловиче, книги, переданные в фонд известными людьми, почетными гостями, с дарственными надписями - к примеру, Т. Хейердала, О. Гончара, факсимильные, юбилейные, малотиражные издания.
   Есть экземпляры с удивительной историей. Так, одна из книг, найденная азовчанином на чердаке дома, когда-то принадлежала П.А. Столыпину. А вот, с первого взгляда ничем неприметный, вчетверо сложенный листочек. Это «Братья-разбойники» 1827 года - прижизненное издание поэмы Пушкина! «Книжка» стоила всего три копейки и была рассчитана на людей с малым достатком. Самый древний фолиант коллекции - «Трибунал» 1648 года. Есть книги XVIII века - например, внушительная, весом эдак килограмма три-четыре, «Триодь цветная», пять уникальных рукописных книг. Открыв одну из них - «Обедницу цветок», поражаешься отношением к ней книгописца - благоговейное, как к настоящей духовной драгоценности: каждая буква красивого, почти рисованного письма нанесена с особым тщанием.
  Музей является не только собирателем и хранителем выдающихся образцов человеческого мышления, но издателем и распространителем собственной печатной продукции. Сборники «Очерки истории Азова», «Донские древности», «Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону» регулярно пополняют библиотеки 18 музеев страны, книжные полки ученых и читателей, неравнодушных к истории древнего города.


СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

Музей-заповедник: дайджест

Каменные изваяния "бабы": дайджест

Трогонтериевый мамонт - экспонат музея: дайджест

Научная библиотека музея: дайджест