ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ
Даты жизни: 1 декабря 1913 – 6 мая 1972
Место рождения: Нью-Йорк
Русский писатель
Известные произведения: цикл «Денискины рассказы», «Удивительные приключения Дениса Кораблёва», «Девочка на шаре»
Виктор Драгунский занимает по праву достойное место в детской литературе не только отечественной, но и мировой. Его добрые, весёлые истории про девчонок и мальчишек читаются детьми с интересом и удовольствием. В замечательных рассказах Виктора Драгунского приоткрывается завеса над самой обыкновенной жизнью ребят. Как они общаются с друзьями и подружками, как ведут себя с родителями, в какие попадают интересные и забавные ситуации.
Самым известным изданием Виктора Юзефовича можно назвать серию «Денискины рассказы». Кто из нас не помнит такие рассказы как, например, «Тайное становится явным» или «Он живой и светится». Их герой – озорной Дениска Кораблёв - часто попадает в поучительные и удивительные истории. Мастерство и талант писателя позволили ему рассказать читателям о самых бытовых и ежедневных ситуациях ярко и радостно. Виктор Юзефович замечал незаметные вещи, находил интересное и необыкновенное в самом обыденном.
А как юные читатели любят Дениску - этого шустрого мальчика! Читая про него небольшие, но содержательные рассказы, они учатся сопоставлять и сравнивать, фантазировать и мечтать, со смехом и задором относиться к своим, таким же заводным поступкам.
Рассказы Виктора Драгунского освещает любовь к детям, знание их психологии, душевная доброта. Прототипом главного героя был сын автора, а отец в этих рассказах – сам писатель. Виктор Драгунский писал не только задорные истории, большинство которых, вероятно, и происходило с его Дениской, но также немного грустные и поучительные («Человек с голубым лицом»). Добрые и светлые впечатления остаются после прочтения каждого из этих рассказов, многие из которых экранизированы. Дети и взрослые с удовольствием перечитывают их снова и снова.
Но вот что странно — про известного писателя Драгунского не так уж много известно.
Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Известно, что вскоре после рождения сына родители вернулись из-за границы. По приезде на родину жили в Белоруссии, в небольшом г. Гомеле. Отца, умершего от сыпного тифа, Драгунский почти не помнил.
Отчим, комиссар Ипполит Войцехович, погиб в Гражданскую войну, но память о нем Драгунский сохранил на долгие годы.
В 1925 семья с новым отчимом, актером Михаилом Рубиным, переехала в Москву. Но и этот брак закончился для матери драматически: в конце 1920-х отчим отправился на гастроли в Латвию и не вернулся.
Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. Трудовая биография началась в 16 лет — он перепробовал ряд профессий, был рабочим, шорником, даже лодочником. Но главной в его жизни оказалась мечта о театре, которая стала обретать черты реальности, когда Драгунскому удалось поступить в Литературно-театральные мастерские.
С 1935 г. началась его актерская биография в Московском театре транспорта (ныне — театр им. Н.В. Гоголя), затем - Театре сатиры, Театре-студии киноактера. Работал он и в цирке, пробовал себя в кинематографе.
С 1940 года он начал писать фельетоны, клоунады, сценки-репризы для эстрады (ему, например, принадлежит сценарий одноактной пьесы «Великая сила искусства», исполнявшейся А. Райкиным). Драгунский и сам выступал на эстраде с песнями собственного сочинения. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А. Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко.
Во время Великой Отечественной войны из-за невозможности находиться на передовой по состоянию здоровья (был комиссован по болезни, астма) Драгунский состоял в ополчении, работал в армейских газетах. Личные впечатления писателя о событиях той поры позже легли в основу повести «Он упал на траву...» (1961).
Любимым детищем Драгунского стал ансамбль литературно-театральной пародии «Синяя птичка», художественным руководителем которого он работал десять лет (1948-1958). Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е. Весник, Б. Сичкин, тексты писали В. Масс, В. Дыховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л. Давидович сочинил несколько популярных песен («Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Березонька»). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.
Человек постоянного творческого поиска, Драгунский в 30 лет неожиданно для всех смог предпринять необычный эксперимент: уйти из театра и немногим больше года проработать на манеже Московского цирка Рыжим клоуном. Жизнь цирка и цирковых артистов стала темой его лирической повести для взрослых «Сегодня и ежедневно» (1964).
В 1959 году в театральном творчестве Виктора Юзефовича наступил кризис. Писатель взял отпуск и закрылся на даче. Результатом отшельничества стали 13 рассказов о непоседливом мальчике Денисе Кораблёве, которые потом объединились в сборниках "Денискиных рассказов".
Будучи вполне зрелым человеком, почти в 47 лет, в 1961, Драгунский выпустил свою первую книжку для детей «Он живой и светится» (16 рассказов).
Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Этот весёлый заводной человек жил в чудесном мире. Мире, где разъезжают прозрачные троллейбусы, где собак и вожатых зовут Люсями, где водятся зелёнчатые леопарды, где лучшее приветствие — «здорóво!», а высшая похвала — «здóрово!». Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю… И чего не люблю», под которым не раздумывая подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица». Ну как не написать о таком ребёнке! Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска.
Центральный персонаж "Денискиных рассказов" — на удивление счастливый ребенок, одаренный в полной мере пониманием и участием окружающих (родителей, товарищей, учителей). Он простодушен, полон доброго отношения к людям, готов поделиться с окружающими всем, что имеет, видит и чувствует. Дениска — обыкновенный мальчишка, и в то же время в душе он — поэт, отсюда его искренняя заинтересованность в окружающих, участливость, умение видеть чудесное в привычном и абсолютное бескорыстие. Для понимания сути образа важен рассказ "Что я люблю", в котором огромный перечень любимого Дениской, а главное— характер отбора, сопоставительный ряд заставляют старого учителя (а с ним и читателя) восхититься: "...ты ведь еще маленький, а... любишь как много! Целый мир!"
Все рассказы о Дениске — история постижения ребенком мира в его положительных и отрицательных сторонах, серия выборов — преодолений себя в больших и малых проблемах жизни, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства. Истории о Дениске неоднородны в стилевом и смысловом отношении, в них смешное соседствует с грустным, а бытовое — с лиропоэтическим. Нередко это соединение неразделимо, но тем не менее большинство рассказов можно условно разделить на "веселые" (те, в которых доминирует комическое начало) и "грустные" (отмеченные психологизмом и откровенной лирикой). Среди последних — "На Садовой большое движение", "Девочка на шаре", "Он живой и светится", "Красный шарик в синем небе", "Старый мореход", "Поют колеса тра-та-та" — рассказы, знакомящие мальчика с дисгармонией окружающего мира, вселяющие в него тоску по недостижимому совершенству, пробуждающие в нем неведомые ранее чувства и ощущения. На первый взгляд в них можно легко обнаружить традиционные для Д. комические приемы, смешные детали, но не они определяют дух и стилистику этих произведений, а психологический подтекст.
Тем не менее, веселых рассказов о Дениске больше, ведь жизнерадостная натура героя, его вера в людей, естественная гармония с миром предполагают преобладание оптимистических интонаций. Комизм рассказов о Дениске чаще всего заключается в самом характере героя, его эмоциональности, непосредственности, доверчивости, неуемной активности, свойственной детям неспособности оценить реально свои возможности. При этом мальчик не воспринимает свои действия как озорство, хотя именно такими они видятся со стороны. Попытки объяснить себя, свою логику только усиливают юмористический эффект рассказов "Сражение у Чистой речки", "Тайное становится явным", "Сверху вниз, наискосок" и др. Нередко встречается в рассказах и комизм положения ("Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах", "Похититель собак", "Где это видано, где это слыхано..."), и комизм, основанный на несовпадении логики взрослых и детей, языковой комизм ("Профессор кислых щей", "Главные реки", "Заколдованная буква").
Кроме детских рассказов, есть у Драгунского две повести, адресованные преимущественно взрослым читателям: "Он упал на траву..." (1961) — о событиях Великой Отечественной войны, "Сегодня и ежедневно" (1964) — о цирке и жизни цирковых артистов. Последняя повесть своеобразно продолжает, "уточнив в образах и лицах", известный рассказ "Девочка на шаре". Обращает на себя внимание смена авторской тональности: обе повести предельно лиризированы, пронизаны горькими воспоминаниями и размышлениями о хрупкости, беззащитности красоты, гармонии, радости, о силах, которые их разрушают. Как и в "Денискиных рассказах", повествование ведется от первого лица. Можно предположить, что все произведения Драгунского автобиографичны по сути, по духу, по типу мировосприятия главных героев и составляют своеобразный лирический дневник автора.
Последние десять лет жизни и творчества писатель посвятил воспитанию молодого поколения. Через рассказы Драгунский объяснял ребятам, что тайное всегда становится явным.
Алла Драгунская: он «часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. Он замечательно читал свои весёлые произведения — ведь в недалёком прошлом он был актёром. Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом: “ДРУЖБА! ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!”»
Дети Драгунского Леонид, Ксения и Денис пошли по литературным стопам отца - занялись журналистикой и драматургией.
ИСТОЧНИКИ
Виктор Драгунский и его Денискины рассказы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=32
Драгунский Виктор Юзефович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliogid.ru/pisateli/o-pisatelyakh/513-dragunskij-viktor-yuzefovich
Драгунский Виктор Юзефович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hrono.ru/biograf/bio_d/dragunski_yuri.php
ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ
(1913-1972)
Виктор Драгунский блистательно читал свои рассказы: недаром по образованию он был актером. Публика буквально падала со стульев от смеха, а некоторые взрослые, которых Бог обделил чувством юмора, ворчали: какая же это литература, это же просто эстрада.
Для эстрады Драгунский сделал действительно много: сочинял песни, которые сам же исполнял, писал сценки, фельетоны, клоунады. Довелось ему работать в разных театрах, в цирке, сниматься в кино. А еше раньше (трудовую жизнь он начал в 16 лет) был шорником, лодочником, токарем. Много лет Драгунский руководил театром "Синяя птичка", который вырос из капустников театра-студии киноактера.
Классиком детской литературы Виктор Драгунский стал сразу, с первой же книги. Эти 16 рассказов из маленького сборника "Он живой и светится" (1961) мгновенно прославили автора и вошли в золотой фонд отечественной литературы. Дети полюбили главного героя рассказов Дениску Кораблева, его друга Мишку, денискиного папу, который мог придумывать разные замечательные вещи. Как ловко, например, он делал фокус со шляпой: выбрасывал её в окно электрички, а она потом снова оказывалась у него в руках ("Чики-брык").
Не удивительно, что и Дениска был выдумщиком. Как здорово он придумал выпить две бутылки газировки, чтобы "потяжелеть" на килограмм, набрать контрольный вес и выиграть приз! Понятно, что потом ему было плохо, но ведь если чего-то сильно хочешь, пойдешь на жертвы...
Выдумывать можно по-разному и с разными целями: например, опоздали вы на урок, и выдумали целую историю про пожар. А ваш друг оправдался тем, что спасал утопающего. Вот только каждый утверждал, что в этих историях принимали участие они оба. Кончается рассказ "Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах", естественно, разоблачением и позором.
Но если Дениска учел свой "дошкольный" опыт (когда он выбросил в окно кашу, а она попала дяденьке на голову, он навсегда усвоил, что "Тайное становится явным", поэтому он и написал Мишке в записке: "Вот видишь, надо было говорить правду!"), то Мишка не унывает и со своей жизненной мудростью: "Или говорить правду, или получше сговариваться".
Папа и Дениска хорошо понимают друг друга, иногда даже кажется, что папа и не взрослый вовсе, а еще один ребенок, только выше ростом. Вот, дожив до своих лет, он даже не знает, как варить курицу. Тогда и Дениске многое прощается. Он часто попадает в смешные положения из-за своего незнания, неопытности, неправильной оценки ситуации или своих возможностей (в рассказе "Слава Ивана Козловского", например, он возомнил себя певцом).
Рассказы о Дениске невероятно разнообразны: в них автор играет словами ("Заколдованная буква"), обыгрывает назойливое повторение одного и того же ("Где это видано, где это слыхано"), использует любой повод, чтобы соединить несоединимое.
В рассказе "Тиха украинская ночь" автор дает читателям весёлый урок: как не надо разбирать литературные произведения. Смех вызывают даже не Дениска и Мишка, а скорее учительница географии, которой пришлось подменить учительницу литературы. С удивлением читатели наблюдают, что может остаться от Пушкина и Лермонтова при весёлом анализе их творений.
Драгунский любит откровенно цирковой юмор положений. Но иногда в его рассказы приходит грусть. Это Дениска растет. В рассказах (а всего их 90) Дениска то совсем маленький, еще дошкольник, то ученик младших классов, но самое главное в нем уже проявляются доброта, любовь к родителям, благородство, верность в дружбе, изобретательный и пытливый ум, умение радоваться жизни. В общем, хоть и смеемся мы над маленьким наивным мальчиком, но понимаем - он хороший человек.
Когда Драгунский стал писать для детей, ему было 46 лет, но он очень хорошо помнил свое детство, ведь главный герой появился не только из наблюдений над сыном Денисом, но и из воспоминаний о себе маленьком. Поэтому его рассказы любят и дети, и взрослые. Чтобы понимать детей, надо хорошо помнить, каким был ты сам, когда счастье было во всем и везде, и родители были молодыми, и жизнь была весела и прекрасна.
Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.24-25., ил.
ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ
(1913-1972)
Виктор Драгунский писал фельетоны (короткие юмористические или обличительные рассказы), веселые сценки для эстрады и цирка, песни, но литературную славу и память ему принесли рассказы для детей о Дениске Кораблеве и его друзьях. Некоторые описанные в рассказах случаи произошли на самом деле, но не с литературным героем, а с сыном писателя - Денисом Драгунским. Теперь Денис уже взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой и вместе с ним растут новые поколения ребят.
Веселые рассказы о Дениске и его друге Мишке Слонове («Девочка на шаре», «Все тайное становится явным», «Он живой и светится», «Приключение» и другие) приоткрывают завесу над повседневной жизнью детей, их радостями и волнениями. Досуг героев наполняют общение со сверстниками, отношения с родителями, курьезные и серьезные происшествия - в каждом рассказе маленькие читатели увидят кусочек собственной жизни. Писатель умеет выделить самое важное для ребенка в окружающем мире и обратить внимание на правильные поступки и вещи, объяснить, что действительно хорошо, а что - плохо. В рассказах Драгунского каждый, даже взрослый человек, откроет для себя что-то новое и от души посмеется над забавными случаями из жизни ребят.
Дениска и Мишка - герои-антиподы (герои с противоположными характерами): Денис немного мечтательный, доверчивый, пытливый, любит наблюдать и размышлять, Миша -деятельный, шумный, энергичный, у него на уме - проказы и разные опыты. Но они прекрасно понимают друг друга, вместе играют и учатся, потому что у них есть общий мир детских радостей и забот, есть и много общего в характерах, например, открытость, честность, желание помочь другу.
В книге «Денискины рассказы» есть веселые эпизоды («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), а порой и грустные («Старый мореход», «Человек с голубым лицом»). Особенность всех этих историй в том, что они рассказаны от лица самого Дениски - это словно бы рассуждения не взрослого опытного человека, а ребенка, который только открывает для себя жизнь и других людей и говорит об этом просто, так, как это видит и понимает. Подкупающая искренность всегда отличает рассказы Драгунского.
По мотивам многих из них вышли фильмы: «Веселые истории», «Девочка на шаре», «Денискины рассказы», «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблева» и несколько короткометражек. Кроме того, Драгунский выступил сценаристом фильма «Волшебная сила», в котором тоже появляется Дениска Кораблев.
Среди других произведений писателя самыми значимыми стали повести «Он упал на траву» о первых днях Великой Отечественной войны и «Сегодня и ежедневно» о жизни работников цирка.
Рисунок выполнен по фотографии В.Ю. Драгунского ок.1958 г.
Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.